10 главных вопросов перед стартом Ралли Дакар 2019 года

7 января стартует главная внедорожная гонка планеты – в этом году она станет короче, чем раньше, но это вовсе не значит, что участникам придется проще. И вот что будет самым интересным на «Дакаре» в этом году. Читайте также:

  • Видео: маршрут «Дакара»-2019
  • В «Дакаре» выступит рекордное для Южной Америки количество женщин

Слайдер Список Воспользуется ли Аль-Аттия уходом Peugeot?

Фотограф: Шелковый путь

Став вторым за рулем Mini в 2016-м и повторив этот результат два года спустя с Toyota, Нассер Аль-Аттия оставался в последние годы главным соперником заводской команды Peugeot. К сожалению для катарца, ее багги были слишком быстры на высокогорных трассах Аргентины и Боливии. В 2019-м в маршруте нет этих стран, а в списке участников – заводских DKR3008. И по логике это делает Нассера главным фаворитом.

В преддверии южноамериканской гонки Аль-Аттия стартовал на двух этапах внедорожного Кубка мира FIA – и выиграл оба, причем в октябре в Марокко переиграл соперников на Mini команды X-raid. Именно сейчас лидер Toyota находится в наилучшей форме, чтобы выиграть «Дакар».

На что окажутся способны багги Mini?

Фотограф: Ралли Марокко

Из четырех фирменных пилотов Peugeot трое перешли в немецкую X-raid – и стартуют на «Дакаре» за рулем багги под маркой Mini (имеющими очень условное внешнее сходство с одноименными автомобилями). Карлос Сайнс, Стефан Петерансель и Сириль Депре – это сочетание имен само по себе не обещает соперникам ничего хорошего. Главным вопросом для команды остается надежность техники: машина дебютировала на прошлогоднем «Дакаре», но толком обкатать ее не удалось: из трех гонщиков двое попали в аварии на второй день гонки, еще один сошел на третий.

Сайнс настаивает, что не испытывает опасений за надежность, так как машина претерпела разительные перемены», но его дебют в составе X-raid в Марокко был испорчен отказом коробки передач. Однако Депре в той гонке показал потенциал новинки, приехав на подиум.

Быстра ли будет старая гвардия?

Фотограф: Red Bull Content Pool

Еще одним призером Ралли Марокко, вместе с Аль-Аттией и Депре, стал поляк Якуб Пшигонски на Mini John Cooper Works Rally, также подготовки X-raid. Полноприводный внедорожник используется уже не первый год, в песчаных дюнах он не в силах угнаться за Peugeot и Toyota, но это проверенный аппарат, который точно не подведет. Что интересно, Язид Аль-Раджи – один из тех, кто стартовал в Дакаре-2018 на новой багги Mini – вернулся за руль старой машины и летом выиграл «Шелковый путь». А Пшигонски в 2018-м завоевал за рулем Mini 4×4 Кубок мира FIA.

Оба стартуют в Лиме, как и двукратный победитель «Дакара» Нани Рома, пропустивший прошлогоднюю гонку из-за травмы, и еще несколько гонщиков. Пожалуй, за победу в абсолютном зачете экипажи на старых Mini побороться и не смогут, но в случае любых проблем у лидеров именно они станут теми, кто первыми воспользуются ситуацией.

Оправдает ли Леб звание темной лошадки?

Фотограф: Sébastien Loeb Racing

Живая легенда WRC Себастьен Леб так и не смог преуспеть на «Дакаре» за три года выступлений с Peugeot. Однако, в отличие от бывших коллег по команде, он не перешел в X-raid, а собирается бросить новый вызов гонке на машине 3008DKR образца 2017 года, которую готовит клиентская команда PH Sport. Недавно Аль-Аттия назвал именно Леба своим главным соперником, и его можно понять. Француз очень быстро учится, у него есть хороший бюджет, а у его нового коллектива – солидный опыт. Все это делает Себа темной лошадкой предстоящего марафона. А то, что он умеет добиваться невозможного, Леб доказывал уже не раз по ходу своей карьеры.

Справятся ли в KTM с внутрикомандной борьбой?

Фотограф: KTM Images

Австрийская марка доминировала в последние годы в мотоциклетном зачете «Дакара», однако после того, как завершил выступления ее многолетний лидер Марк Кома, три последних года победителями становились три разных гонщика KTM: Тоби Прайс, Сэм Сандерленд и Маттиас Валькнер. В этот раз все трое попробуют вернуться на вершину подиума, чтобы укрепиться в звании сильнейшего мотогонщика наших дней. Теоретически наилучшие шансы у Прайса – он выиграл Кубок мира FIA и недавнее Ралли Марокко.

Но австралийцу точно не будет просто. Во-первых, в декабре он упал на тренировке и серьезно повредил запястье. Во-вторых, Валькнер и Сандерленд, который год назад снялся с гонки из-за болей в спине, уже заявили, что находятся в наилучшей форме и нацелены побороться за победу. Да и другие представители KTM тоже не будут ждать второго приглашения. Так что для заводской команды будет самым важным избежать ситуации, когда ее гонщики в погоне друг за другом наделают ошибок и отдадут победу кому-то из соперников.

Как проявит себя Барреда?

Фотограф: Monster Energy

Если кто-то и сможет бросить вызов KTM, это Хоан Барреда. В активе гонщика Honda уже 21 выигранный спецучасток «Дакара» – больше, чем у кого-либо из его соперников по категории. Несмотря на это, 35-летний испанец так и не смог покорить «Дакар», хотя по итогам гонки 2017 года его можно было назвать моральным победителем – тогда лишь очень сомнительный час штрафа отбросил Барреду с первого на пятое место. Год назад небольшое падение привело к травме колена, а летом Хоану потребовалась операция на запястье после аварии на гонке в Чили. 

Однако лидер Honda уже заявил, что полностью готов к старту и нацелен побороться с KTM. Есть шансы и у его коллег по марке, Пауло Гонсалвеса и финишировавшего год назад вторым Кевина Бенавидеса.

Если говорить о задачах других марок, для Yamaha будет важно даже не выиграть впервые с 1998-го, а реабилитироваться за прошлогодний провал, тогда как представители Husqvarna едва ли побеспокоят лидеров.

Де Рой или КамАЗ?

Фотограф: Team de Rooy

Год назад грузовой зачет не порадовал интригой – преимущество победителя на финише составило четыре с лишним часа. Но впереди новая гонка – и новое сражение принципиальных соперников, камазовской команды и коллектива Жерара де Роя. Голландцы остаются единственными, кому удавалось отбирать победы у дружины Владимира Чагина, за десять последних лет такое случалось дважды. И в этот раз борьба должна разгореться с новой силой.

В 2018-м де Рой предпочел стартовать в гонке «Африка», где легко победил, но теперь его капотные IVECO вновь на «Дакаре». Вместе с аргентинцем Федерико Вильягрой де Рой входит в число серьезных претендентов, но и у россиян нет недостатка в быстрых и опытных пилотах – три из четырех экипажей на КамАЗах уже выигрывали знаменитую гонку, а к «Дакару» 2019 года в Набережных Челнах подготовили новый грузовик модели 43509. У Эдуарда Николаева и Айрата Мардеева машины оснащены автоматическими коробками передач, у их коллег по команде – механическими. 

Шансы конкурентов на МАЗах, Tatra или LIAZ вмешаться в спор двух грандов едва ли стоит рассматривать всерьез.

Станет ли Карякин победителем в классе SxS с первой попытки?

Фотограф: A.S.O.

Класс сверхлегких двухместных багги впервые был выделен в отдельный зачет два года назад, но первое время число участников оставляло желать лучшего – меньше десятка экипажей в 2017-м и чуть больше – в 2018-м. Сейчас все должно быть иначе. Техника Side-by-side (или сокращенно SxS) привлекла внимание 30 с лишним участников, в том числе двух последних победителей зачета квадроциклов – чилийца Игнасио Касале и россиянина Сергея Карякина. Оба перешли сюда в том числе и за тем, чтобы уберечься от новых травм. 

Карякин, выступая в паре со своим тренером Александром Доросинским, уже выиграл в минувшем сезоне «Шелковый путь» и Ралли Марокко. Но Касале, штурманом которого стал Чалеко Лопес (бронзовый призер «Дакара»-2010 на мотоцикле), едва ли уступит без боя на домашней земле Южной Америки.

Интересно, что собственную машину для SxS построил знаменитый американец Робби Гордон, но судьи сочли, что она не соответствует регламенту категории, и допустили Гордона только в класс внедорожников. 

Кто из квадроциклистов займет опустевший пьедестал?

Фотограф: A.S.O.

Кроме Карякина и Касале, квадроцикл на багги SxS сменил быстрый Алексис Эрнандес, а сильнейший гонщик 2018 года Александр Максимов не смог стартовать на «Дакаре» из-за отсутствия бюджета. Это означает, что в существующей с 2009 года категории гонка начинается без фаворита, и кто бы ни стал сильнейшим, он добьется этого впервые в жизни. Наверное, наилучшие шансы у призеров прошлогоднего марафона, Николаса Кавильяссо и Херемиаса Гонсалеса, выступающих на Yamaha, но ни у них, ни у кого-то еще явно нет решающего преимущества. 

До старта одним из претендентов считался перешедший из мотоциклетного зачета Хуан-Карлос Сальватьерра, но его в последний момент отстранили от участия, установив, что квад не соответствует требованиям правил.

Как скажется на гонке сокращение маршрута?

Фотограф: Toyota Gazoo Racing South Africa

Впервые за четыре с лишним десятилетия «Дакар» пройдет на территории одной страны – Перу. Из-за последовательных отказов Чили, Боливии и Аргентины предстоящая гонка станет рекордно короткой – всего десять спецучастков и три тысячи «боевых» километров. По сути, участники съездят из Лимы в городок Арекипа и вернутся обратно. При этом большая часть скоростных участков пройдет на небольшой высоте над уровнем моря по песчаным дюнам.

Сильнейший мотогонщик прошлого года Маттиас Валькнер сказал: «Круче всего было в 2015 году. Тогда за десять дней мне встретились все четыре времени года, от песчаного пляжа до снега. Это была особая гонка. Сейчас 70% пути составят дюны и песок. Это может получиться весьма монотонно. Для меня «Дакар» всегда был гонкой, где за две недели можно увидеть больше, чем за пять лет в мотокроссе. Надеюсь, что я ошибаюсь, но если нет, то всегда можно сказать, что я выиграл последний настоящий «Дакар»».

«Я ожидаю сложной напряженной гонки, – добавил Карлос Сайнс. – Да, она короче, а дюны занимают почти всю дистанцию, так что на преодоление 300 км может уйти пять часов, а песчанные ловушки подстерегают вас каждую минуту. Напряжение в этот раз будет выше, и аварий тоже будет больше. В любой момент может произойти что угодно. Расслабиться нельзя будет до самого конца, до самой линии финиша».

В любом случае, «Дакар» 2019 года станет серьезной проверкой на прочность для организаторов. Переезд в Южную Америку и так вызывал немало критики, а короткая и однобразная трасса наверняка добавит масла в огонь. К следующему сезону знаменитую внедорожную гонку могут ждать серьезные перемены.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: