Главная Предыдущая / Ферстаппен попросил пилотов Mercedes не говорить от имени всей Ф1 Следующая / Ферстаппен сдержал Сайнса и выиграл Гран При Канады Формула 1 / Гран При Канады Самое интересное Как это было: Гран При Канады ’95, когда Фортуна улыбнулась Жану Алези Проблемы у всех фаворитов привели к тому, что победителем в Монреале стал французский пилот Ferrari – он выиграл в Ф1 в первый и последний раз.
Автор: Александр Кабановский , Ответственный редактор 19 июн. 2022 г., 17:28
Нажмите, чтобы загрузить аудиоплеер
Этот материал впервые был опубликовал в преддверии Гран При Канады 2019 года. Публикуется повторно.
Сезон 1994 года прошел в Формуле 1 под знаком противостояния Михаэля Шумахера и Дэймона Хилла, выступавших за Benetton и Williams соответственно
Фотограф: Sutton Images
Немца лишили результата в двух Гран При и не пустили на старт еще двух, но он все равно опередил соперника на одно очко, выиграв титул
Фотограф: LAT Images
Чемпионат завершился памятным столкновением в Аделаиде, которое стало предметом жарких споров между болельщиками. Было понятно, что гонщики и их команды готовы продолжить спор за звание сильнейшего в новом сезоне 1995 года
Видео аварии в Австралии можно увидеть здесь.
Фотограф: Sutton Images
Однако зимой расстановка сил значительно изменилась. Босс Benetton Флавио Бриаторе смог заполучить лучшие моторы того времени – Renault, которые прежде были сильным козырем Williams.
Фотограф: Renault F1
Но в Williams вовсе не собирались сдаваться. Хилл выиграл первую квалификацию сезона в Бразилии, обогнав Шумахера на три десятых. И хотя в гонке Дэймон сошел, именно он стал победителем двух следующих Гран При и лидером сезона
Фотограф: LAT Images
Шумахер перехватил инициативу, начиная с испанского этапа, и, в свою очередь, одержал две победы. Стало понятно, что чемпионат-95 станет противостоянием двух гонщиков, а все остальные будут играть лишь роли второго плана
Фотограф: LAT Images
Но если в чемпионате пилотов было два явных лидера, то в Кубке конструкторов ситуация выглядела совершенно иначе. Здесь на равных сражались три команды: соперничество Williams и Benetton смогла навязать возрождающаяся Ferrari. Ее гонщики Жан Алези и Герхард Бергер не выиграли ни разу, но постоянно поднимались на подиум, что периодически позволяло Скудерии выходить по очкам на первое место
Фотограф: LAT Images
Такая расстановка сил обещала интересный уик-энд в Монреале – где болельщики всегда радушно приветствуют Ф1, а трасса позволяет обгонять
Правда, организаторы гонки решили оставить искусственную «эску» в середине быстрого участка от шпильки Казино к комплексу боксов. Она появилась в 1994-м в рамках мер по повышению безопасности и просуществовала всего два года
После трагической гибели Айртона Сенны боссы Ф1 стали добавлять искусственные замедлители на многих трассах. Вот так, к примеру, выглядела после этого знаменитая Красная вода в Спа
Фотограф: LAT Images
Временная шикана в Монреале тоже была расположена на быстром участке, размечена лишь линиями на асфальте и конусами. Дирекция гонки даже выпустила специальную бумагу, которая запрещала пилотам атаковать соперников в этом месте
Перед стартом уик-энда на реке Святого Лаврентия по традиции прошли потешные гонки команд на самодельных плотах
Фотограф: Sutton Images
А уже начиная с пятницы над Монреалем начал разноситься рев мощных моторов. Михаэль Шумахер стал лучшим по итогам тренировки, а затем и первой квалификации. Хилл показал второе время, следом в протоколе расположился дуэт Ferrari
Фотограф: LAT Images
Сильный дождь, прошедший в ночь на субботу, привел к тому, что на второй день уик-энда скорости остались прежними. Более того, в финальной квалификации никому из пары лидеров даже не удалось улучшить собственный результат. А вот молодой гонщик Williams Дэвид Култхард сумел прибавить – и поднялся на третье место
Фотограф: LAT Images
Команда Jordan уступила квалификации лишь фаворитам, показав четвертую скорость. Правда, в субботу утром ее пилот Рубенс Баррикелло разбил машину на высокой скорости, когда попытался опередить более медленного соперника
Фотограф: Sutton Images
Поул Шумахера стал 100-м для мотористов Renault. А нам этот кадр позволяет вспомнить, как два с лишним десятилетия назад выглядели Росс Браун и Флавио Бриаторе
Фотограф: Sutton Images
Утром воскресенья свой день рождения в паддоке отпраздновал Жан Алези – французу исполнился 31 год, он провел в Ф1 без малого сотню Гран При (большую часть из которых за Ferrari), но так пока и не смог выиграть хотя бы раз
Фотограф: Райнер Шлегельмильх
Погода и в день гонки продолжила осложнять жизнь пилотам. Стартовать им пришлось на сликах по сырому асфальту. Шумахер чуть замешкался на первых метрах…
Фотограф: Sutton Images
…но быстро восстановил преимущество над преследователями. Хилл и Култхард нырнули в первый поворот следом за лидером.
Фотограф: LAT Images
Первые повороты обошлись без происшествий (что бывает в Канаде нечасто), но в шпильке у казино Мика Хаккинен пошел в довольно авантюрную атаку на Джонни Херберта, которая закончилась аварией и двойным сходом
Фотограф: Sutton Images
На втором круге гонка потеряла еще одного фаворита: Дэвид Култхард поскользнулся на сыром асфальте в зоне торможения после задней прямой и вылетел в гравий
Фотограф: Sutton Images
В ту же секунду позади закрутившейся машины шотландца Жан Алези успешно атаковал своего партнера по Ferrari, благодаря чему разом вышел с пятого места на третье
Фотограф: LAT Images
Впереди все попытки Хилла удержаться за Шумахером потерпели неудачу. Уже на первом круге Дэймон отстал на 2,5 секунды, а вскоре отрыв увеличился до семи. Более того, на самого британца начали наседать соперники из Ferrari…
Фотограф: LAT Images
…и вскоре произошло то, что еще пару лет назад и представить было невозможно. На 17-м круге Хилла прошел Алези, а на 28-м маневр напарника повторил и Бергер
Фотограф: LAT Images
К сожалению, надежды Скудерии на двойной подиум вскоре разбились – причем по вине самой команды. На середине дистанции, когда пришло время пит-стопов, Бергеру так поздно скомандовали ехать в боксы, что бак машины опустел перед финальной «эской» и до механиков австриец докатился с черепашьей скоростью, опустившись на восьмое место.
Фотограф: LAT Images
Когда гонка отмерила две трети дистанции, картина казалась понятной: Шумахер на полминуты уехал от Алези, Хилл отставал от Ferrari на 10 секунд, а в пятерку поднялись оба гонщика Jordan – Баррикелло и Эдди Ирвайн. Но их лидер уже готовился опережать на круг
Фотограф: Sutton Images
На 51-м круге Дэймон Хилл окончательно покинул и без того не самую успешную для себя гонку. Как оказалось, все это время на его Williams барахлила коробка передач, которая в итоге отказала окончательно
Фотограф: Sutton Images
К тому моменту на дистанции осталось только 13 из 24 стартовавших машин, но день еще был далек от завершения. За 10 кругов до финиша комфортно лидировавший Шумахер потерял скорость – и у него возникли проблемы с коробкой…
Фотограф: LAT Images
…на единственной оставшейся третьей ступени Михаэль дополз до боксов. В команде уже знали причину поломки – отказал электронный блок, находившийся в руле. Немцу оперативно установили новый руль, но времени было потеряно так много, что из боксов Шумахер выехал лишь седьмым
Фотограф: LAT Images
В попытке спасти хоть какие-то очки (тогда их давали первой шестерке) Шумахер мчался по трассе на три-четыре секунды быстрее соперников. Он несколько раз обновил рекорд круга, но казалось, что все его усилия тщетны
Фотограф: LAT Images
Однако тут Михаэлю невольно помог Бергер. После собственной задержки он тоже пытался отыграться, но уперся в Ligier неуступчивого Мартина Брандла…
Фотограф: Sutton Images
…нынешний комментатор Sky Sport в 1995-м был близок к завершению карьеры. Однако отдавать позицию Бергеру он не собирался – и поединок закончился аварией и двойным сходом на 62-м круге
Видео аварии можно увидеть здесь.
Фотограф: Sutton Images
Между тем, болельщики уже приветствовали Жана Алези. В ту пору в Ф1 не было канадцев, но во франкоговорящем Монреале именно Алези был главным кумиром
Фотограф: LAT Images
Госпоже Фортуне было угодно, чтобы подарком к 31-летию гонщика стала первая в карьере победа
Фотограф: Sutton Images
Ликование трибун было совершенно безудержным. Люди высыпали на трассу, когда гонщики еще завершали последний круг
Фотограф: Sutton Images
Из-за этого Мике Сало (Tyrrell) пришлось тормозить на финишной прямой, и его обогнал Лука Бадоер (Minardi)! Однако в итоге официальную классификацию утвердили по предпоследнему кругу, и позиции пилотов были сохранены
Фотограф: LAT Images
Машина Алези остановилась по ходу круга почета – к подиуму его подбросил Шумахер
Фотограф: LAT Images
Сам Михаэль, несмотря на все усилия, финишировал только пятым – чтобы обогнать Оливье Паниса из Ligier, не хватило всего круга. Впрочем, после такой гонки и два очка были неплохим результатом по сравнению с «баранкой» Хилла
Фотограф: Эрколе Коломбо
Наравне с Алези поздравления принимал и Жан Тодт. Это был его второй полный сезон в роли главы Ferrari, и прогресс команды был очевиден всем
Фотограф: LAT Images
Еще одной сенсацией Монреаля стал двойной подиум Jordan. Рубенс Баррикелло и Эдди Ирвайн добились лучших результатов в карьере, используя скорость собственных машин и осечки фаворитов
Фотограф: Райнер Шлегельмильх
Джанни Морбиделли принес Arrows первое в сезоне очко за шестое место – после чего был уволен из команды, так как у итальянца кончился спонсорский бюджет
Фотограф: LAT Images
Жан Алези покидал Монреаль в приподнятом настроении. Он и не догадывался, что к тому моменту Лука ди Монтедземоло уже договорился о переходе Шумахера в Маранелло со следующего сезона…
Фотограф: LAT Images
…не знал француз и о том, что сам покинет команду, которой отдал пять лет, пытаясь чего-то добиться на безнадежных машинах. А равно и о том, что больше не выиграет ни одного Гран При, проведя остаток карьеры в слабых командах, тогда как Михаэль завоюет за рулем алой машины десятки побед и пять титулов
Фотограф: XPB Images