Сергей Першин: рефери не должно быть видно

Судья международной категории Сергей Першин — о своем пути в профессию, судейском братстве и о том, что должен и чего не должен делать судья в ринге.

 

После того, как я закончил тренироваться и выступать, я довольно долгое время был вне бокса. Не тренировал, не судил, на соревнованиях бывал не часто: работа, семья, времени не очень много. И я знаю, что у многих боксеров была схожая ситуация. Если ты закончив выступать, не работаешь тренером, то боксом ты не очень интересуешься: накапливается эмоциональная усталость после многих боев и тренировок… Кстати, это характерно не только для бокса, но и для многих других видов спорта. Потом в силу разных обстоятельств люди в спорт возвращаются, в том числе становясь судьями.

Меня, например, стать судьей попросили наши тренеры. В нашем регионе квалифицированных судей было немного, и на выездах нашу команду часто «прихватывали», а когда есть свой компетентный объективный судья, который и в боксе разбирается, и имеет голос в боксерском сообществе, обладает авторитетом, это сделать уже труднее.

А вообще судить соревнования я начал, когда еще боксировал по юношам. Это была обычная практика. Если, допустим, идет «Открытый ринг», старшие ребята привлекаются к судейству младших. Мне представляется такое положение вещей очень полезным. Когда действующий боксер получает судейский опыт, он понимает, по каким критериям определяется победитель, как судьи реагируют на те или иные нарушения, он лучше начинает разбираться в правилах. Кстати, изучению правил в наше время уделялось серьезное внимание. В советское время на занятиях тренер зачитывал пункты правил, пояснял их, иллюстрировал. Сейчас, насколько я знаю, этого практически нет.

Проблема осложняется тем, что и сами тренеры порой не очень хорошо знают правила. Если тренеры, которые часто выезжают на соревнования окружного уровня и выше в составе сборных, могут посещать судейские и тренерские семинары, отслеживать тенденции в трактовке правил (которые меняются, кстати, довольно часто), то те, кто работает по большей части на местах, этого лишены.

Вот скажем, пример. Раньше главным критерием для определения победителя было количество нанесенных ударов — независимо от их силы. А сейчас боксер, нанесший меньшее количество ударов, но более жестких, акцентированных, чем соперник, должен иметь предпочтение. И спортсмены, и тренеры должны знать об этом и быть готовы и к этому и ко многому другому.

Выходом я вижу выездные семинары и для судей, и для тренеров, и для самих спортсменов: на что судья обращает особое внимание, за что может быть сделано замечание и предупреждение и т. д. Вообще в этом плане должна вестись планомерная работа.

Конечно, судья в ринге тоже человек, и он, как и все, может быть подвержен стрессу. Как боксер, выходя в первый раз на ринг, нервничает, так и рефери на ответственных соревнования, может волноваться, это естественно. И тут огромное значение имеет опыт. Чем больше человек судит, тем легче он справляется с волнением и контролирует ход боя. Рост судьи идет постепенно: от муниципальных соревнований – до турниров самого высокого уровня. Перепрыгивать через ступени неполезно, нужно накапливать опыт: как двигаться по рингу, как выбирать дистанцию, адаптироваться к ходу боя и т. д.

Уверенность — вот на что обращают внимание в первую очередь, когда оценивают работу судьи в ринге. Он не должен скакать, нервно двигаться, бросаться из угла в угол. Он должен всем своим видом излучать спокойствие, показывать, что полностью контролирует происходящее, находиться рядом и в то же время не мешать спортсменам. Вообще рефери должно быть незаметно на ринге. Если бой идет так, что мы судью не замечаем — это и есть показатель его класса и квалификации.

Порой соревнования идут долго, судьи устают, и тут нужно взбодриться перед выходом на ринг, мобилизовать психологические резервы, а если, наоборот, чересчур возбужден, — успокоиться, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, настроиться на рабочий лад.

Бывает так, что ты судишь бой, имеешь представление о том, кто выиграл, но победителем объявляют другого. Я не вижу в этом проблемы и, как правило, склонен принять точку зрения боковых судей. Это как раз тот случай, когда со стороны виднее. В ринге ты следишь за соблюдением правил и, будучи сам частью происходящего, не ведешь подсчет очков.

Как бы остро ни складывался бой, как бы ни реагировали болельщики, рефери всегда должен сохранять контроль боем. На судейских совещаниях супервайзеры и главные судьи говорят: рефери хозяин в ринге, от вас зависит ход боя. Вы должны контролировать боксеров и их поведение. И если бокс превращается в бои без правил — это, как правило, вина рефери.

Сегодня уровень квалификации судей в нашей стране очень высокий, и это отмечается и на международном уровне. В частности, Сергей Крутасов был признан лучшим судьей Европы.

Это, пожалуй, не имеет прямого отношения к работе рефери, но должен сказать, что обстановка внутри судейского сообщества в нашей стране очень доброжелательная. Судьи всегда готовы прийти друг к другу на помощь, эмоционально поддержать; если ты оказался в незнакомом городе, тебе помогут сориентироваться, устроят импровизированную экскурсию. Во всяком случае я сам с этим часто сталкивался и сам стараюсь вести себя также по отношению к коллегам. Судейское братство существует — и это очень важно.

Правила олимпийского бокса все больше и больше сближаются с правилами профессионального, и мне кажется это разумным. И вообще сближение профессионального и олимпийского бокса, их взаимопроникновение можно только приветствовать, это на пользу обеим этим дисциплинам. Но судьи олимпийского бокса сейчас не судят профессионалов, и наоборот. И мне тоже кажется это правильным. Все-таки это два разных вида спорта, и судейство здесь сильно отличается. Строгое разграничение здесь нужно, чтобы избежать ошибок, в том числе драматических, которые повлияют на ход боя. Хотя я не исключаю, что со временем и это положение может измениться.

Председатель коллегии судей Федерации бокса России заслуженный мастер спорта Валерий Рачков:

Говорят, что научить быть судьей нельзя, можно только научиться. Нет, учить нужно – и теорию давать судьям, и возможность практиковаться надо предоставлять как можно чаще, и разбирать — это всё очень важно. Но по большому счету всё зависит от одаренности человека.  Если есть двигательные навыки, человек может играть и в футбол, и в баскетбол, и боксировать, и судить бои. Если не дал Бог таланта – то ты всё можешь перепробовать, и нигде ничего на мастерском уровне не получится. Настоящих талантов всегда немного. Если вы смотрите профессиональные бои, вы можете увидеть: самые важные матчи судят одни и те же рефери, четыре-пять человек. Они нарасхват. Практика – это очень важно, практика дает умение мгновенно реагировать на происходящее во время боя, уверенно держаться в ринге. Люди годами растут до мастерства такого уровня.

Важно, чтобы человек был обучаем и эмоционально устойчив. Бывает так, что судья заходит на ринг, чувствует напряжение боя и впадает в ступор. Может, он и научится потом справляться с эмоциями, не терять концентрацию, но бои-то происходят здесь и сейчас, и времени ждать, когда человек эмоционально окрепнет, нет. Сложные бои на всех соревнованиях бывают. И назначив такого рефери, ты рискуешь испортить бой. Поэтому ставишь на важные бои тех, кто уже зарекомендовал себя как надежный судья, кто наверняка справится.

0Автор публикации

не в сети 38 минут
osporte.online

0

Комментарии: 0Публикации: 3034Регистрация: 25-02-2019

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яндекс.Метрика