Евгений Кисурин: После матча пели: «Красная Армия всех сильней»

14 августа 1994 года в Канаде завершился чемпионат мира по баскетболу. Сборная России приехала на турнир в статусе аутсайдера, но в результате завоевала серебро, проиграв в финале США.

Форвард той команды Евгений Кисурин вспоминает события 25-летней давности.

«С ТАКОЙ КОМАНДОЙ В КАНАДЕ ДЕЛАТЬ НЕЧЕГО»

Накануне чемпионата мы неудачно выступали на Играх Доброй воли в Питере (проходили с 23 июля по 7 августа). Играли под большими нагрузками. Например, на полуфинал поехали, проведя утром тяжелую тренировку. Первый тайм с Пуэрто-Рико выиграли, но во втором просто встали – силы закончились. Затем за третье место проиграли американцам. За такой результат подверглись суровой критики. Все кругом говорили, что с такой командой в Канаде делать нечего. «Да у вас же центровых нет!», – говорили недоброжелатели.

На пятом номере у нас играли Виталик Носов и Миша Михайлов. Миша был основным с ростом 208 см. Еще Сергей Иванов мог сыграть и центрового, и тяжелого форварда. Это лучшие на тот момент центровые России. Виталик с Мишей еще несколько лет были наши основными центрами.

Готовиться к чемпионату мы начали 1 мая. Получается, готовились четыре месяца. И все время тяжелые тренировки – по две в день. Сыграли в нескольких контрольных матчах. Один из этапов подготовки проходил на американской военной базе в США. Прекрасные условия, отличный зал, океан, вкусная разнообразная еда. Еще съездили в большое турне по Аргентине, где провели девять матчей с местной сборной, восемь из них выиграли.

В Канаду приехали за неделю до начала чемпионата. Тут Сергей Белов резко сбросил нагрузки: только легкие тренировки, на штангу можно было ходить по желанию.

Платили нам по 50 долларов суточных, при этом еще и кормили. Словом, деньги некуда было девать. Поэтому иногда сами выбирались в рестораны и ни в чем себе не отказывали.

«НЕ ЗРЯ БЕЛОВ НАС ГОНЯЛ, КАК ВШИВЫХ ПО БАНЕ»

Задача-минимум – выйти из группы. На открытии организаторы перепутали гимн и вместо «Песни Глинки» поставили советский гимн. На что Белов сказал: «Это хороший знак».

Мы опасались Канады и, как ни странно, Анголы. Потому что ничего про них не знали. Аргентинцы были нашими «клиентами», их не боялись совсем после недавнего турне. Выиграли у них 20 очков в первом матче. Ангола тоже не создала никаких проблем. С канадцами играли не в Торонто, а в Гамильтоне. Матч получился непростым, но мы победили.

Если подытожить первый этап, то наша сборная просто была выше всех на голову в плане физики. Не зря Белов нас гонял три месяца, как вшивых по бане. Теперь можно было замахнуться на задачу-максимум – выйти в полуфинал.

В Торонто сходили в гости к бывшему знаменитому советскому баскетболисту и тренеру Арменаку Алачачяну. У него был свой ювелирный магазин. Виталик Носов купил цепочку для собаки и часы. Миша Михайлов тоже что-то прикупил. А в выходной съездили всей командой на Ниагарский водопад.

«И ТУТ ШАКИЛ СО СВОЕЙ РУЧИЩЕЙ»

Мы опасались немцев, хорватов и Дрим тим. Немцы выступили неудачно. А вот перед Пуэрто-Рико и Австралией, которые нам попались на втором этапе, никакого трепета не было. Газеты стали после первых матчей писать, что Дрим тим не та, что была на Олимпиаде в Барселоне. Те, видимо, начитались, разозлились и кого-то в группе разгромили в 50 очков.

Пуэрто-Рико и Австралию обыграли без проблем. Перед матчем с Дрим тим «маленькие» шутили над нами, высокими: мол, Шакил О’Нил и Алонзо Моурнинг вам данков наставят, только вынимайте. А мы им говорили, что Реджи Миллер и Джо Думарс вам трюльников набросают через ваши уши, что уши обожгут.

А если откровенно, опасались получить от американцев полтинник. Но они нас тоже немного побаивались. Их тренер Чак Дейли на пресс-конференциях говорил, что ему нравится игра сборной России.

Играли на бейсбольном стадионе под крышей, который вмещал 45 тысяч. Неудивительно, что на этой игре был зафиксирован рекорд посещаемости в истории чемпионатов мира. Но трибуны там расположены очень далеко. Это было непривычно: никаких выкриков с трибун не слышно, только сплошной гул где-то вдалеке.

Начали и мы, и американцы осторожно. В старте у них не вышел Шакил О’Нил. Видимо, они опасались наших быстрых отрывов, а Шак пока добежит до своего кольца… В какой-то момент мы обнаглели и после 7-8 минут игры счет со стартовой пятеркой Дрим тим был равным. И тут вышел Шак…

Сергей Бабков в прыжке бросает из-за дуги, а Шак в трехсекундной зоне выпрыгивает, ловит мяч в самой высокой точке и своей огромной ручищей, по-волейбольному, мощнейшим шлепком выбивает мяч. Да так сильно, что мяч улетает на трибуну. А трибуна-то далеко. Можно представить, какой силы был удар. Это момент подействовал на нас угнетающе. Трехсекундная зона у нас сразу выпала — туда больше никто не ходил, лезть под Шака бесполезно.

В одном эпизоде американцы убежали в атаку, Шакил вел мяч по центру. Миллер занял позицию на трехочковой зоне. В такой ситуации надо подставляться под центрового, но Дима Домани принял разумное решение: начал перекрывать пас на Миллера, под Шака не стал подставляться. Шакил сам пошел на кольцо — дорога была свободна – и вколотил мяч сверху, едва с корнем не вывернул дужку. Дима правильно поступил — неизвестно, чем для него завершился бы тот эпизод, подставься он под Шакила.

Но все равно, сыграли достойно: молодцы Базаревич с Бабковым. Я набрал 19 очков, чего никому против Дрим тим не удавалось. После этого матч мы поверил в себя, поняли, что что-то можем в этом мире.

«В РАЗДЕВАЛКЕ ТВОРИЛОСЬ БЕЗУМИЕ»

Установки Белова были короткими. Он нас настраивал психологически. «Трудности надо преодолевать, счет надо контролировать, в обороне играем все до одного. Никто не должен валять дурака». Ничего особенного. Начинал Сергей Александрович тихим тоном, но постепенно говорил все громче, поднимал градус. И под конец заводил команду, мы хлопали его по ладони с криком: «Вперед, Россия!»

После матча с американцами Белов нас похвалил, но сказал, что главная игра впереди – полуфинал с хорватами. Если их проходим – мы герои, с медалями и т.д.

У хорватов была очень сильная стартовая пятерка. Там две главных звезды – Тони Кукоч и Дино Раджа. Первого только что подписал «Чикаго», второго – «Бостон». Также выходили в старте Ариан Комазец, известный снайпер, центровой Стоян Вранкович и разыгрывающий Велимир Перасович.

Мы были пониже ростом, но помобильнее, и лучше готовы физически. Установка была такая – хорватов надо плотно прихватить. Рассчитывая, что они уже подустали и на весь матч их не хватит. Эта тактика себя оправдала – игру мы им сломали и победили уверенно. Весь матч вели, хорваты в концовке сократили разрыв. За 3 минуты до конца они нам забили всего 50 очков. В концовке мы немного зажались, подспудно сидела мыслишка: как бы сохранить победный отрыв и дотянуть до сирены. Поэтому такой итоговый счет получился (66:64. – Прим. ред.). После матча напряжение схлынуло, у нас уже серебро, перевыполнили задачу-максимум. В раздевалке творилось безумие, обливались всем, что попадется под руку, а в дУше пели: «Красная Армия всех сильней». Я затянул, а все подхватили. Почему эта песня? Я только что подписал контракт с ЦСКА и это первое, что пришло на ум.

«ОТМЕТИЛИ СКРОМНО В ПАРИЖЕ»

Наш матч с хорватами закончился в районе 10 вечера, а финал, который был на следующий день, перенесли из-за телевидения чуть ли не на полдень. А мы после матча еще в отеле засиделись за разговорами, поздно легки, никак не могли успокоиться. Понимали, что чемпионат для нас фактически завершился, в финале против Дрим тим у нас нет ни единого шанса. Вышли психологически опустошенными, не восстановились толком. Американцы, наоборот – были свехмотивированы. Разнесли нас в одну калитку.

Вручили медали, но радости особой не было, все эмоции выплеснули после игры с хорватами. Отметили скромно – сходили с ребятами без тренеров в бар. Долго не сидели – самолет был рано утром. Все вместе отметили уже в Париже, там была долгая пересадка. Отмечали прямо в ресторане транзитной зоны аэропорта. Но тоже все было достаточно скромно.

Если резюмировать, на мой взгляд, это была лучшая команда в истории российского баскетбола – по духу, по готовности к турниру, по командной игре.

ЧЕМПИОНАТ МИРА-94. КАНАДА

Матчи сборной России

Первый этап
Россия – Аргентина – 84:64; Россия – Ангола – 94:75; Россия – Канада – 73:66

Второй этап
Россия – Пуэрто-Рико – 101:85; Россия – Австралия – 103:76; Россия – США – 94:111

Полуфиналы
Россия – Хорватия – 66:64; США – Греция – 97:58

Матч за 3-е место
Хорватия – Греция – 78:60

Финал
США – Россия – 137:91

Символическая пятерка: Сергей Базаревич (Россия), Реджи Миллер (США), Шон Кемп (США) Шакил О’Нил (США), Дино Раджа (Хорватия)

СБОРНАЯ РОССИИ

Защитники: Василий Карасев, Евгений Пашутин, Сергей Базаревич, Сергей Бабков
Форварды: Дмитрий Домани, Игорь Грачев, Евгений Кисурин, Андрей Фетисов, Сергей Панов
Центровые: Виталий Носов, Михаил Михайлов, Сергей Иванов
Главный тренер: Сергей Белов

НАША СПРАВКА

Первоначально право на проведение ЧМ-1994 получил Белград, но 25 сентября 1991 года Совет безопасности ООН ввел санкции против Югославии. В связи с этим право на проведение турнира было передано Канаде. Чемпионат мира прошел с 4 августа по 14 августа 1994 года в двух городах – Торонто и Гамильтоне.

Санкции против Югославии были отменены 10 сентября 2001 года.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: