Памяти Николая Исаева

30 мая исполнилось бы 64 года Николаю Петровичу Исаеву (1956-2019) — заслуженному тренеру РСФСР по боксу, ушедшему от нас в конце прошлого года. О своем коллеге вспоминают Вячеслав Заречнев, судья международной категории АИБА, тренер клуба «Лойт» (город Йыхве, Эстония, город-побратим Кингисеппа, где много лет жил и работал Н. П. Исаев) и судья международной категории АИБА Николай Владимирович Ловелиус:

Вячеслав Заречнев:

Познакомились мы с Николаем Петровичем в 2000 году на традиционном турнире, посвященном Дню города в Кингисеппе, где он был главным организатором. Турнир этот тогда поразил меня идеальной организацией, это, пожалуй, один из лучших турниров, где мне пришлось побывать.
Качество проведения этих соревнований объясняется прежде всего профессионализмом и талантом Николая Петровича. Понятно, что без ощутимой поддержки городских и районных властей у Николая Петровича вряд ли получилось всё, что он задумал, но выстраивать отношения так, чтобы тебя поддерживали, помогали – тоже часть работы спортивного руководителя.
И так нам там понравилось, что после турнира эстонская команда, которую я представлял, осталась в Кингисеппе готовиться к чемпионату Европы, о чем Николай Петрович довольно быстро со всеми договорился.
Авторитет его был в кругу спортсменов и тренеров был непререкаем. Помню, в начале двухтысячных меня пригласили главным судьей на турнир в Ивангороде, и некоторые тренеры начали было выражать по этому поводу неудовольствие, мол, почему главным назначали совсем молодого, да еще не местного, но Николай Петрович меня поддержал, что-то такое сказал, после чего все эти разговоры стихли, и мы с Николаем Петровичем, который был одним из устроителей турнира, прекрасно его провели.
В момент нашего знакомства Николай Петрович показался человеком серьезным и не очень склонным к длительным откровенным беседам, но со временем у нас сложились очень теплые отношения, можно даже сказать, что мы дружили, хотя с моей стороны это, возможно, слишком смелое заявление – все же Николай Петрович на десять лет старше меня. Для меня было довольно неожиданно и вместе с тем приятно приятно, что он вел со мною доверительные разговоры, делился со мною своими радостями, сомнениями, проблемами, в том числе и сугубо личного характера. В домашней непринужденной обстановке он сильно менялся, не был таким жестким, четким, предельно собранным, как на соревнованиях и тренировках, где не позволял себе расслабиться ни на секунду.
При всей своей уверенности в себе и человеческой мощи, Николай Петрович был довольно раним, и больше всего его ранила несправедливость – по отношению к нему и особенно по отношению к его ученикам. И в последние годы жизни несправедливость эту он переживал особенно остро…
С кем-то из его ребят я боксировал на соревнованиях, за многими внимательно следил, уже будучи тренером и судьей, и могу сказать, что его учеников, при всей их разнице, всегда отличал игровой интеллектуальный стиль бокса: обмануть, перехитрить соперника, заставить его ошибаться и в конце концов наказать. Но тактическая выучка и техническая подготовка у Исаева неизменно основывалась на хорошей общефизической базе. Какой бы стиль ни исповедовал боксер, обычно проигрывает тот, кто хуже готов физически, и Николай Петрович никогда не давал своим ребятам про это забыть.

Он был требователен не только к другим, но прежде всего к себе. Николай Петрович постоянно учился, повышал свой профессиональный уровень. Совсем молодым специалистом он стал заслуженным тренером России, но ни дня не почивал на лаврах, считая, что всего уже достиг, не отбывал номер в зале – лишь бы получить зарплату. Он всегда чувствовал себя частью спорта высших достижений, и к этим достижениям стремился. Таким он и останется в моей памяти.

Николай Ловелиус:

— Николай Петрович Исаев — новатор, воспитавший большое количество замечательных боксёров. Как известно, результат в спорте определяется отношением учеников к занятиям, их трудолюбием, талантом, компетентностью тренера, но очень важна и удача. Николаю Петровичу Исаеву здорово повезло, что он много лет работал в Кингисеппе, не обращая внимания на очень многие трудности, с которыми сталкивается большинство тренеров. В частности, он был освобожден от заботы о том, как ему обустроить зал, кто оплатит выезды на соревнования и сборы. Ему в свое время президентом федерации бокса города Кингисеппа Борисом Владимировичем Гольдембергом было сказано: «Работай так, чтобы зал всегда был заполнен учениками, а деньги – не твоя проблема». И это действительно не было его проблемой в течение многих лет.
У Николая Петровича как тренера была очень важная черта: установка на защиту и тактику ведения поединков – этому, пожалуй, уделялось внимания больше, чем другим элементам. Я помню бои будущего чемпиона мира Дмитрия Бивола на первенствах страны: он выигрывал турниры, проводил четыре — пять боев, и в него ни разу толком не попадали!
Огромное внимание Н.П. Исаев также уделял скоростной работе, развитию скоростных качеств. И творческий его подход проявлялся еще и в том, что он предлагал свою, придуманную им терминологию. Так, я прекрасно помню его термин «яма», который обозначал время, когда боксер не может отреагировать на действия партнера.
В работе каждого тренера важно, чтобы был коллектив, который бы общими усилиями помогал его лучшим представителям добиваться высоких результатов. В боксе есть профессиональный термин «конюшня». Вот у Николая Петровича как раз была «конюшня», когда все ребята работали на лидеров, которым – самое пристальное внимание. И у меня нет сомнений, что успех, например, Дмитрия Бивола объясняется не только его талантом, трудолюбием, многими замечательными качествами, но и организаторским талантом его тренера Н.П. Исаева, сформировавшего эту самую «конюшню», где все работали на лидеров. Но полезно это было не только лидерам – всем участникам тренировочного процесса.

 

Материал: Сергей Князев

0Автор публикации

не в сети 17 часов
osporte.online

0

Комментарии: 0Публикации: 2390Регистрация: 25-02-2019

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: